Показать сообщение отдельно
Старый 22.01.2012, 16:22 #7 (permalink)
Аватар для megapolisdvd
megapolisdvd megapolisdvd вне форума
Герой
 
Регистрация: 26.01.2011
Сообщений: 740
megapolisdvd is an unknown quantity at this point
megapolisdvd megapolisdvd вне форума
Герой
Аватар для megapolisdvd
 
Регистрация: 26.01.2011
Сообщений: 740
megapolisdvd is an unknown quantity at this point
По умолчанию

31.05.2011
Мешкова Юлия Викторовна
Издание: ЮРИСТ КОМПАНИИ № 05,
Музыка в магазине. Как договориться с правообладателями об использовании произведений
В ЭТОЙ СТАТЬЕ
Можно ли включать в магазине радио без договора с правообладателями
С кем нужно заключать договоры об использовании музыки
Почему показ музыкальных телеканалов – самый неудобный вариант

В последнее время обязательный музыкальный фон стал неотъемлемым атрибутом работы не только предприятий общественного питания и развлекательных центров, но и многих магазинов, фитнес-клубов, салонов красоты и т.д. Проигрывание музыкальных произведений и показ видеоклипов в местах свободного посещения, независимо от способа использования технических средств в этих целях, считается публичным исполнением и требует заключения договора с правообладателями. Иначе компания и ее руководство могут быть привлечены к ответственности за незаконное использование авторских и смежных прав.
Использование музыкальных и аудиовизуальных произведений
Музыкальные и аудиовизуальные произведения, а также фонограммы являются объектами интеллектуальных прав. Автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым способом (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Для легального использования музыкального или аудиовизуального произведения необходимо заключить лицензионный договор с правообладателями (ст. 1286 ГК РФ). В некоторых случаях требуется заключение не лицензионного договора, а договора об уплате вознаграждения за использования произведения.
Публичное исполнение и публичный показ. Публичным исполнением является представление музыкального произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и т.д.). Публичный показ - это любая демонстрация аудиовизуального произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств. В обоих случаях признак публичности исполнения или показа связан с местом осуществления соответствующих действий – речь идет о месте, открытом для свободного посещения, или месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.
Следовательно, проигрывание музыки или демонстрация видеоклипов в торговом зале и ином месте, открытом для свободного посещения, признается публичным исполнением или показом произведения независимо от того, какие технические средства используются в этих целях. Даже простое звучание радиостанции или показ музыкального телеканала требует договора с правообладателями.
Обладатели исключительных прав на публичное исполнение и публичный показ
У музыкального произведения может быть как один автор, так и несколько, если это объект коллективного творчества. Например, у музыкального произведения с текстом может быть автор текста и автор музыки (композитор). Авторство на аудиовизуальное произведение, как правило, принадлежит нескольким лицам - режиссеру-постановщику, автору сценария и композитору, то есть автору музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ). Обычно создание аудиовизуального произведения инициируется продюсером, который приобретает права на использование данного произведения по договорам с авторами (п. 1 ст. 1240, п. 4 ст. 1263 ГК РФ). Если у продюсера заключен с авторами договор об отчуждении исключительных прав, то продюсер становится единственным правообладателем, соответственно, договор об использовании произведения достаточно заключить с ним одним. Если же у продюсера заключены с авторами лицензионные договоры, то он не является обладателем исключительных прав, следовательно, договариваться о публичном показе необходимо со всеми авторами произведения либо иными лицами, которым авторы передали свои исключительные права. Точно также по договору с продюсером музыкального коллектива все исключительные права на созданные коллективом музыкальные произведения могут быть переданы продюсеру.
Смежные права. Правами, смежными с авторскими, обладают исполнители и изготовители фонограмм (ст. 1303 ГК РФ). В частности, исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение произведения (п. 1 ст. 1317 ГК РФ), при этом под использованием понимается, в том числе, «публичное исполнение записи исполнения» (подп. 7 п. 2 ст. 1317 ГК РФ). А изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму, в том числе, путем публичного исполнения (п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ). Однако заключение лицензионного договора с исполнителем и изготовителем фонограммы для публичного исполнения произведения не требуется, если фонограмма этого произведения уже была опубликована в коммерческих целях (то есть выпущена в свет с согласия изготовителя – подп. 4 п. 1 ст. 1323 ГК РФ). Но хотя лицензионный договор в этом случае не требуется, исполнители и изготовители фонограмм все равно имеют право на вознаграждение за публичное исполнение фонограммы (п. 1 ст. 1326 ГК РФ).
Договор с организацией по управлению правами на коллективной основе
При публичном исполнении или показе целого ряда музыкальных и аудиовизуальных произведений, права на которые принадлежат разным правообладателям, заключение лицензионного договора и договора об уплате вознаграждения с каждым из них – весьма непростая задача. Для упрощения этой задачи существуют специальные некоммерческие организации, которые занимаются управлением авторскими и смежными правами на коллективной основе (ст. 1242 ГК РФ). Они заключают лицензионные соглашения с пользователями, собирают, распределяют и выплачивают правообладателям вознаграждения за использование произведений.
Виды организаций по управлению правами. Организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе могут действовать как на основании договоров с правообладателями о передаче полномочий по управлению конкретными правами, так и без таких договоров с каждым правообладателем (на основании государственной аккредитации).
Неаккредитованные организации. В первом случае организация действует в интересах ограниченного круга лиц, которые по договору предоставили ей полномочия на коллективное управление правами. Каждая такая организация формирует реестры со сведениями о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также о наименовании объектах авторских и смежных прав (п. 5 ст. 1243 ГК РФ). Эти данные организация обязана предоставить всем заинтересованным лицам (за исключением сведений, которые в соответствии с законом не могут разглашаться без согласия правообладателя), а также разместить на своем сайте. Таким образом, с помощью реестров или запросов можно найти ту организацию, которая на коллективной основе управляет конкретными правами авторов интересующего пользователя произведения на основании договора с правообладателями.
Аккредитованные организации. Во втором случае организация представляет интересы неограниченного круга лиц, то есть всех правообладателей соответствующей категории, независимо от того, заключены у нее с ними договоры или нет. Такую деятельность могут вести только организации, получившие государственную аккредитацию на осуществление соответствующей деятельности. Причем, перечень сфер коллективного управления, в отношении которых возможно получение аккредитации, ограничен (он приведен в пункте 1 статьи 1244 ГК РФ). Если одна организация получила аккредитацию на ведение конкретных сфер данного перечня, то никто другой аккредитацию на эти сферы получить уже не может. Так, например, в настоящее время на управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения в отношении их публичного исполнения аккредитовано Российское авторское общество (РАО). Полный актуальный перечень организаций, аккредитованных на управление правами на коллективной основе, можно найти на сайте Росохранкультуры.
С кем заключать договор. По общему правилу наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в тех же сферах коллективного управления (п. 3 ст. 1244 ГК РФ). Следовательно, компания, которая планирует осуществлять публичное исполнение музыкального произведения, вправе выбрать, с кем ей заключать договор об использования данного произведения и выплате вознаграждения - с аккредитованной или неаккредитованной организацией. Но есть одно исключение из этого правила. Согласно императивной норме пункта 2 статьи 1326 Гражданского кодекса за публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, сбором вознаграждений в пользу изготовителей фонограмм и обладателей исключительного права на исполнение, зафиксированное на этой фонограмме, может заниматься только организация, аккредитованная на соответствующую деятельность. В настоящее время такой организацией является Общество по коллективному управлению смежными правами (приказы Росохранкультуры от 06.08.09 № 136, 137).
Кроме того, пользователи могут заключать лицензионные договоры и напрямую с правообладателями (п. 2 ст. 1243 ГК РФ). Таким образом, каждая компания-пользователь может выбрать удобную ей модель договорных отношений, исходя из конкретной ситуации.
Самая трудная ситуация. Практически невозможно оформить права на публичный показ музыкальных видеоклипов с использованием телевидения (т.е. путем показа музыкального телеканала в кафе, магазине и т.д.). Дело в том, что аккредитованных организаций, управляющих на коллективной основе правами авторов в части публичного исполнения аудиовизуальных произведений, нет и не может быть - эта сфера коллективного управления не названа в пункте 1 статьи 1244 Гражданского кодекса. Следовательно, необходимо заключать лицензионные договоры со всеми обладателями исключительных прав на каждый отдельный видеоклип, либо с организацией, управляющей правами этих правообладателей по договорам с ними. С учетом того, что пользователю заранее неизвестен перечень транслируемых телеканалом клипов, заключить весь пакет необходимых договоров с правообладателями вряд ли возможно.

Что важно предусмотреть при организации концерта
При организации живых концертов (например, на корпоративных мероприятиях) важно учитывать особую ситуацию, когда автор и исполнитель музыкального произведения – одно и то же лицо. Автор, принимающий непосредственное участие в исполнении своей музыки, имеет право как на получение вознаграждения за исполнение, которое является объектом смежных прав, так и на авторский гонорар. Между тем, пользователи, заключая с автором-исполнителем договор о выступлении, часто ошибочно ограничиваются условием о выплате ему вознаграждения лишь за исполнение произведений, забывая об авторском гонораре. Впоследствии как сам автор, так и организация, управляющая его правами на коллективной основе, могут предъявить организатору концерта требование о выплате компенсации за незаконное публичное исполнение музыкального произведения (то есть без договора с автором). Судебная практика последних лет знает примеры, когда иски о таких компенсациях были удовлетворены.

Отличие публичного исполнения и показа от передачи в эфир
Публичное исполнение и публичный показ необходимо отличать от такого способа использования произведений, как сообщение в эфир (подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Под сообщением в эфир понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. Лицензионные договоры с правообладателями на право сообщения произведений в эфир заключают радио- и телевещательные компании. А магазин или кафе, в помещении которого с помощью технических средств происходит публичное исполнение произведений, передаваемых в эфир радиостанцией или телеканалом, должен заключить лицензионный договор на право публичного исполнения музыкальных и аудиовизуальных произведений.

Вопросы по теме:

Какой договор заключается с организацией по управлению смежными правами на коллективной основе в целях уплаты вознаграждения за публичное исполнение фонограммы?
Поскольку согласие изготовителя опубликованной в коммерческих целях фонограммы на исполнение этой фонограммы не требуется (п. 1 ст. 1326 ГК РФ), в данном случае заключается не лицензионный договор, а договор о выплате вознаграждения (п. 1 ст. 1243 ГК РФ)

Возможно ли, что аккредитованная организация не управляет правами какого-то конкретного правообладателя, относящегося к ее сфере коллективного управления?
Да, возможно. Если у аккредитованной организации не заключен договор с конкретным правообладателем, он может письменно отказаться от управления этой организацией его правами. Информацию об этом организация обязана разместить на своем сайте, а если в отношении произведений данного правообладателя она уже заключила договоры с пользователями – они расторгаются или изменяются (п. 4 ст. 1244 ГК РФ)

Надо ли заключать договор с радиостанцией или телеканалом на право трансляции радиоканала или телепередачи в кафе, магазине, фитнес-клубе и т.д.?
В данном случае речь идет не о трансляции, а о публичном исполнении, т.е. сообщении радио- или телепередачи с помощью технических средств. Договор с телеканалом или радиостанцией требуется, только если публичное исполнение осуществляется в местах с платным входом (подп. 6 п. 2 ст. 1330 ГК РФ). Когда посетители платят не за вход, а за услуги и товары, такой договор не требуется.
__________________
Залей на файлообменник объект чужой интеллектуальной собственности и получи уголовное преследование в подарок.
© «МЕГАПОЛИС», 2007—2011
megapolisdvd вне форума   Ответить с цитированием